Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

Тема:   Выбор профессии – дело серьезное.

                                         (Устный журнал).  

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп

  

 

Цель: побуждение учащихся к осознанному профессиональному выбору.

 

Задачи:

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся;

- формировать позитивное отношение к труду;

- повысить информационную и коммуникационную компетентность учащихся.

 

Ребята! Сегодня у нас очень важное занятие, на котором мы отправимся в удивительный мир профессий. В этом учебном году каждый из вас задумается, как дальше продолжить свое образование: пойти учиться в профессиональное училище, техникум или продолжать свое обучение в школе. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, каждый должен ответить на вопрос: с какой профессией я хочу связать свою жизнь. Первые шаги в ответе на этот вопрос каждый из вас должен сделать уже сегодня, после нашего занятия.

        

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.                                                                                                                                    Сенека

 

Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.                                                                                                                                В.Г. Белинский

 

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим

делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.                                                                                                                         Леонардо да Винчи

 

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.                                                                                                                          Виктор Гюго

 

Это занятие пройдет в форме устного журнала. Представляю вам редакционную коллегию нашего журнала.

         В нашем журнале вас ждут такие рубрики: «Проблема», «Ликбез» (ликвидация безграмотности), «Тесты», «Поиски истины», «Занимательные факты» и «Минутка для шутки». Итак, открываем первую страницу нашего журнала.

Страница первая: «Проблема».

В рубрике «Проблема» вас ждет статья «Лишние люди на рынке труда».

Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры- технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает.

Такое же положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в Республике Беларусь на 01 января 2019 года в трудоустройстве нуждалось 195,4 тыс. человек, из них 104,7 тыс. безработных..

         По данным статуправленияРБ число зарегистрированных безработных граждан на 01.01.2020 года составило 0,2%. к численности рабочей силы.

Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Страница вторая: «Ликбез».

Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.

Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. Все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек - природа.

Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, лесник, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника.

Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек.

         Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система.

Специалисты такого типа, используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ.

Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

 

Тест «Ты и твоя профессия»

Учитель. А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. Предлагаю небольшой тест на профессиональную ориентацию. В нем всего 5 вопросов.

Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

Теперь отвечаем на вопросы (читает):

1.Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а)     выспаться;

б)     посмотреть телевизор вместе с семьей;

в)     оказаться в кругу друзей.

2.Из трех подарков вы предпочли бы:

а)     удочку, набор для вышивания;

б)     коньки или лыжи;

в)     турпутевку или билет на интересное представление.

3.Отправляться в путешествие лучше всего:

а)     в одиночку;

б)     с семьей или друзьями;

в)     с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4.Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а)     почувствовали бы полную свободу;

б)     занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в)     ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5.В свое свободное время вы любите:

а)     читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б)     рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в)     заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.

а) 1 балла,   б) 2 балла,   в) 3 балла.

(Учащиеся подсчитывают баллы.)

Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотхозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

Те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

Те, у кого, оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Давайте проведем еще один маленький тест.

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат (фигуры – на доске), нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Ребята рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Учащиеся выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Эти тесты - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

 

Страница третья: «Поиски истины».

 

А теперь рубрика «Поиски истины».

В этой рубрике мы постараемся разобраться, хорошей или плохой, сложной или легкой, интересной или нет является профессия учитель, каждый ли человек может стать учителем. Эту рубрику подготовили (фамилия, имя).

(на доске два слова «за» и «против», под ними прикрепляют свои доводы ученики).

 

1 ученик: Профессия учитель - это очень плохая профессия. Привожу список отрицательных качеств:

колоссальные нервные перегрузки на уроках;

подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи;

нужно постоянно что-то читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень;

отсутствие полноценных выходных (субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т. п.);

некогда заниматься своими детьми;

неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу;

низкий уровень оплаты при очень большой отдаче.

 

Вывод: учитель - это профессия, которая отнимает у человека здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.

 

2 ученик: А я приведу доводы в защиту профессии учитель:

постоянное общение с молодежью - это верный способ сохранить молодость;

постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза;

во время школьных каникул (четверо каникул) есть возможность дать отдохнуть организму от нервного перенапряжения;

большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям;

работа учителя очень важна для общества;

ученики не всегда огорчают, бывает и радуют.

 

Вывод: учитель - это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.

 

Доводы «за» и «против» достаточно убедительны. Давайте послушаем доводы класса и сделаем вывод об этой профессии.

 

1 ученик: Пожалуйста, кто хочет высказаться?

 

2 ученик: Спасибо всем за участие в нашей дискуссии (после высказываний учащихся сделать вывод и спросить, кто из учеников хочет стать учителем).

 

1 ученик: Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.

 

Страница четвертая: «Занимательные факты».

Занимательные факты для нас подготовили (фамилия, имя).

 

1 ученик: Как вы думаете, чем занимается титестер (название на доске)? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

2 ученик: Еще одна редкая профессия – постижёр (название на доске). Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

3 ученик: Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.

 

Страница пятая: «Минутка для шутки».

 

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой). Остальные команды должны отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию).

 

Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог нашего занятия, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

 

 

 

Педагог-психолог                                                           Л.И.Магай

Интернет-зависимость у детей и подростков

Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным. Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру. Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.

У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

ПРИЗНАКИ

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?

  • Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
  • Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
  • Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
  • Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
  • Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";
  • Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

  • игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
  • навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

КАК БОРОТЬСЯ

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  • не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  • установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  • не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

03.09.2022

Справочная информация для   учащихся

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта