Консультация для педагогов.
Психологическое насилие.
Психологическая травма у детей и подростков.
1. Понятие травмы.
По определению, травма (психоэмоциональная травма) – это внезапное, неожиданное, трагическое событие, приносящее потрясение, эмоциональный шок и спутанность сознания.
Также под словом травма понимаются шокирующие, неконтролируемые события, которые психологически влияют на жертву, и последствия которых проявляются в виде чувства беспомощности, уязвимости, опасности, потерей контроля над ситуацией.
Травму вызывают:
- убийство;
- суицид;
- физическое/сексуальное насилие (в том числе наблюдатель насилия);
- смерть (в том числе домашнего животного);
- автомобильные аварии с летальным исходом;
- пожары;
- несчастные случаи на воде;
- тяжелые увечья;
- операция;
- неизлечимая болезнь;
- развод;
- разлука;
- усыновление;
- природные катаклизмы и др.
Травмирующие события могут иметь насильственный и ненасильственный характер. Дети, подвергшиеся травме, могут быть:
1) выжившими жертвами (физического/сексуального насилия, автомобильных аварий с летальными исходами, пожаров и т.д.);
2) свидетелями несчастных случаев и случаев насилия;
3) родственниками, друзьями, знакомыми жертвами или людьми, которые живут в той местности или ходят в ту же школу, где произошло событие, повлекшее за собой травму;
4) невольными слушателями подробностей происшедшего.
Травмирующие события подрывают безопасность ребенка и уничтожают представления о доверии. Травмирующие события могут провоцировать реакции, которые могут показаться странными. Несмотря на это, такие реакции являются совершенно нормальными и приемлемыми. Это совершенно естественные реакции на необычные события. Данные симптомы могут проявляться вскоре после травмирующего события, или через несколько месяцев, лет. Травмирующие события могут порождать навязчивые мысли, которые влияют как на дневную деятельность, так и на сон. Они могут ухудшаться, когда человек неоднократно попадает в ситуацию, подобную той, в которой была получена травма. Если не принимать меры, то реакция ребенка на травму может иметь длительные последствия (продолжительные проблемы в обучении и поведении, депрессии, психические расстройства и др.).
В работе с травмированными детьми очень важно использовать методы посттравматического восстановления. Для этого необходимо отличать травму от горя.
Проявления травмы и проявления горя отличаются друг от друга. Последствия травмы намного сильнее, чем последствия горя.
Горе
|
Травма
|
Общая реакция - грусть
|
Общая реакция - страх
|
В состоянии горя большинство людей обычно могут говорить о том, что произошло
|
При травме большинство людей не хотят говорить о случившемся
|
В состоянии горя боль – это осознание потери
|
При травме злость приобретает форму агрессии, даже если травма была получена вследствие несчастного случая
|
В состоянии горя в большинстве случаев злость не несет разрешения и агрессии
|
При травме боль провоцирует чувство ужаса, беспомощности и бессилия
|
Горе не влияет и не «уродует» представление о самом себе
|
Чувство вины в человеке, при травме, говорит: «Это моя вина. Я мог это предотвратить»
|
Реакции горя не включают в себя, такие реакции травмы, как яркие воспоминания о случившемся, испуг, постоянное напряжение, онемение и т.д.
|
При травме человек видит себя во сне в качестве потенциальной жертвы
|
Реакции на травму включают в себя реакции горя в дополнение к вышеуказанным посттравматическим реакциям.
2. Посттравматический стресс
Посттравматический стресс (ПТС) – это основное нарушение, которое возникает вследствие перенесенного травмирующего события. ПТС может возникать в любом возрасте, включая детство.
Категории посттравматических явлений:
1. Повторное переживание: то, как ребенок заново переживает травму:
- навязчивые или непроизвольные мысли и образы (постоянно возникающие непроизвольные мысли или образы о травме, в случае, когда человек старается не думать о случившемся);
- постоянные ночные кошмары или плохие сны о травме (сюда также входят разговоры во сне или страшные сны, содержание которых не имеет отношения к полученной травме);
- проигрыш травматического события посредством повторяющейся игры, сильных психологических реакций, вызванных событиями или предметами, напоминающими о травме;
- физические реакции на события, которые напоминают или символизируют травмирующее событие (головные боли, боли в желудке, потоотделение, рвота).
2. Отрицание: то, как ребенок пытается избегать воспоминания о травме, вызванные людьми, местами или условиями, напоминающими травматическое событие:
- нежелание говорить или отвечать на вопросы, связанные с травмой;
- старается физически избегать напоминаний или переносить страх на другие ситуации, например, нежелание ходить в школу.
3. Гипервозбудимость: категория, при которой ребенок впадает в состояние возбуждения после травмы:
- нарушение сна (ребенок плохо засыпает, спит на полу, ходит во сне);
- раздражительность и вспышки гнева, агрессии (ребенок швыряет вещи, бьет людей или окружающие его предметы, кричит на членов семьи или друзей);
- трудности с концентрацией внимания (ребенок легко отвлекается, не слушает то, что ему говорят; существуют проблемы с памятью и обучением);
- чрезмерная бдительность и беспокойство за свою безопасность и безопасность окружающих (например, когда ребенок испытывает чувство тревоги в толпе, ищет «островки безопасности», спит на полу);
- чрезмерная реакция на испуг (когда ребенок, испугавшись, отпрыгивает или чрезмерно реагирует на звуки, или на внезапное появление человека);
- чрезмерная привязанность – желание спать с родителями, домашними животными и т.д., нежелание оставаться одному, чрезмерно привязан к родителям.
Реакции ребенка на травму:
- проблемы со сном, боязнь спать одному или оставаться одному даже на короткие промежутки времени;
- испуг, вызванный звуками, местами, запахами, похожими на те, которые ребенок слышал, видел или чувствовал при происходящем. Резкий хлопок выхлопных газов автомобиля может напоминать выстрел, убивший кого-либо; собака с грохотом бегущая вниз по лестнице, напоминает ребенку падение отца с лестницы и его смерть;
- состояние чрезмерной бдительности в случае, когда ребенок постоянно насторожен и находится в ожидании опасности;
- ребенок становится раздражительным, агрессивным и провоцирует драки;
- ребенок озвучивает свое желание отомстить;
- ребенок ведет себя так, как будто бы он никого и ничего не боится (неадекватным образом реагирует на опасность), говоря о том, что ничто его больше не сможет напугать;
- забывает недавно приобретенные навыки;
- регрессирует, может снова начать мочиться в постели, грызть ногти, может начать заикаться;
- уходит в себя, не хочет проводить время с друзьями;
- могут возникать головные боли, проблемы с желудком, утомление и другие недомогания, ранее не возникавшие;
- часто попадает в несчастные случаи, идет на риск, чего до этого не делал, намеренно попадает в опасные ситуации, проигрывает в сознании какое-либо событие в лице жертвы или героя;
- возникают проблемы в школе, например, ухудшение успеваемости, плохая концентрация внимания и др.;
- пессимистично смотрит в будущее, теряет надежду, способность преодолевать внезапно возникшие трудности, теряет желание жить, играть, наслаждаться жизнью.
При постравматических нарушениях симптомы по-разному проявляются у детей и взрослых. У детей симптоматика меняется гораздо быстрее и протекает сильнее. Проявление симптомов зависит от стадии развития ребенка, т.е. маленький ребенок, получивший травму, может отреагировать только возбуждением и криками, а дети более старшего возраста, как правило, более тяжелыми реакциями.
Суть травмы: чувство опасности серьезно влияет на социальное, эмоциональное, когнитивное и поведенческое развитие. Такое состояние способствует повышению агрессии, гиперактивности, импульсивности, уходу в себя и проблемам в обучении. Ощущение опасности является не только последствием жестокости, но любого другого происшествия, которое угрожает чувству безопасности ребенка, например, развод, передача под опеку, пожар и т.д.
Несмотря на то, что данные изменения не являются нормой, они часто остаются незамеченными и по этой причине взрослые не оказывают необходимую помощь. В случае, если ребенок не получает соответствующей помощи, изменения в поведении могут приобрести хроническую форму. Часто ребенок годами испытывает страх до тех пор, пока одно из изменений в поведении не станет настолько очевидным и проблематичным, что кто-нибудь это заметит. К сожалению, как правило, немногие связывают данные реакции с ранее полученной ребенком травмой.
Дети, которые смеются и веселятся, на самом деле могут переживать травму.
Травма требует обязательное посттравматическое вмешательство, направленное на устранение страха, беспокойства, боли, злости, чувства вины, смущения и бессилия, которые испытывает травмированный ребенок.
3. Состояния детей, присущие травме:
Реакции травмы могут проявляться в виде страха, беспокойства, боли, злости, мстительности, чувства вины, беспомощности.
Беспокойство: когда окружающая обстановка радикально меняется, ребенок беспокоится о том, что и другие нежелательные изменения могут произойти в его жизни. Детей может беспокоить, что родители могут их оставить или что с родителями что-то случится. Обеспокоенные дети нуждаются в поддержке и постоянстве.
Злость: злость ребенка может быть направлена не на отдельно взятого человека, а на ситуацию в целом. Злость у детей проявляется во вспыльчивости, чувстве разочарования, возбужденности, частом повышении голоса, вызывающем поведении, проблемами со своими сверстниками и учителями в школе. Злость может лежать в основе таких поступков как кража или ложь.
Страх: страх часто возникает, когда привычный уклад жизни ребенка меняется. Например, после развода или расставания, или потери одного из родителей. Дети, которые живут в полной семье просыпаясь, видят маму и папу. Они к этому привыкли. Когда этот уклад жизни меняется из-за потери, развода или расставания родителей, часто возникает страх. Дети боятся, что потеряв одного родителя, они легко могут потерять и другого. Вот, что на это может указывать: дети постоянно нуждаются в напоминании, что все будет хорошо; они не хотят расставаться с родителем, с которым они живут, даже ненадолго; когда расстаются, чувствуют себя в опасности; дети не хотят говорить о своих страхах и замыкаются в себе.
Уход в себя, боль: уход в себя может быть вызван рядом причин. Некоторые дети боятся испытать еще большую боль и поэтому думают, что если они будут скрывать свои эмоции, они будут неуязвимы. На это указывает следующее поведение: когда ребенок говорит меньше, чем обычно и не хочет рассказывать о том, что с ним произошло за день, на вопросы отвечает очень кратко, старается проводить больше времени вне дома или, наоборот, всегда один в своей комнате.
Чувство заброшенности, чувство вины: чувство заброшенности у детей может быть вызвано разводом родителей, передачей под опеку или любым другим событием, вызывающим травму. Дети не всегда могут понять, что развод касается только родителей, а не их самих. Когда дети чувствуют себя отвергнутыми, важно убедить их в том, что им в любой момент есть с кем поговорить. Признаком такого состояния может быть поведение, когда ребенок сравнивает своих родителей (в случае развода), говоря «мама меня больше любит, чем папа», или фразы типа «меня никто больше не любит» или «ни у кого нет времени на меня».
Чувство вины может возникнуть, когда ребенок считает себя причиной случившегося («Я хотела, чтобы папе было больно. Его сбила машина. Это моя вина»).
Литература:
Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб.: Речь, 1003. -248с.
Черепанова Е.М.Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия,1996.
Педагог-психолог Магай Л.И.
раскрыть » / « свернуть